понедельник, 16 февраля 2015 г.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ

Рекомендуемая литература:
Конституция РФ
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) 
«Трудовое право: учебник», под редакцией О. В. Смирнова и И. О. Снигиревой
«Трудовое право России: учебник», под редакцией А.М. Куренного
«Трудовое право России: учебник для бакалавров», под редакцией Е. Б. Хохлова и В. А. Сафонова
«Трудовое право России: Учебник»  Гусов К.Н., Толкунова В.Н.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ
1.1. Предмет трудового права
1.2. Метод трудового права
1.3. Система трудового права
1.4. Отграничение трудового права России от смежных отраслей права

1.1.            Предмет трудового права  
Трудовое право — одна из важнейших отраслей российского права, Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. Трудовая деятельность в условиях современной рыночной экономики и при множестве форм собственности чрезвычайно разнообразна. Поэтому не все общественные отношения, связанные с трудом, регулируются нормами трудового права.
Труд это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.
Сфера трудовой деятельности граждан в Российской Федерации регулируется несколькими отраслями права: гражданским, трудовым, административным.

Значительная часть общественных отношений по труду остается за рамками гражданского и административного права. Эти общественные отношения юридически имеют наемный характер труда, оформляются трудовым договором и подпадают под правовое регулирование трудового права. Таким образом, можно дать следующее определение отрасли трудового права России.
Трудовое право России — это отрасль российского права, регулирующая совокупность общественно-трудовых отношений, возникающих в процессе применения наемного труда и юридически оформляемых трудовым договором.
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, специфические именно для этой отрасли. Предмет правового регулирования отрасли права — это ответ на вопрос: «Что регулирует данная отрасль?».
Предмет любой отрасли права можно определить как группу однородных общественных отношений, имеющих схожесть по определенным социальным, экономическим и другим признакам.
Среди общественных отношений, состав­ляющих в совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения. Объектом и основным содержанием трудовых отношений высту­пает работа, т. е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду. Участниками (субъектами) трудовых отношений выступают работник и работодатель (организация, собственник-предпринима­тель), которые свои взаимоотношения строят на договорной (контрактной) основе и на возмездных началах. За свой труд работники получают либо фиксированную заработную плату, либо часть дохода организа­ции.
Предмет трудового права представляет собой звено производственных отношений, складывавшихся в процессе применения наемного труда в общественной кооперации труда, когда гражданин включается в коллектив организации для выполнения определенного рода работы (трудовой функции) с подчинением установленному трудовому распорядку.
В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственно трудовых входят также от­ношения, которые тесно связаны с ними — предшествуют, сопут­ствуют им либо вытекают из них.
 Перечислены они в статье 1 ТК РФ:
·                    организации труда и управлению трудом;
·                    трудоустройству у данного работодателя;
·                    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
·                    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
·                    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
·                    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
·                    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
·                    разрешению трудовых споров;
·                    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами
Основными чертами, характерными для  этих общественных отношений, являются:
Организационно-управленческие отношения в сфере труда. Они каса­ются главным образом установления и применения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовых и куль­турных форм обслуживания трудящихся, рационального использо­вания фондов организации, нормирования и оплаты труда и дру­гих вопросов, затрагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников. Сюда же входят отноше­ния, связанные с разработкой, принятием и исполнением кол­лективных договоров и соглашений (генеральных, отраслевых (тарифных) и специальных).
Отношения по трудоустройству. Они возникают в связи с обра­щением граждан либо к работодателю, либо к органам, ведающим трудоустройством (органам государственной службы занятости на местах), с просьбой подыскать им подходящую работу. Органы трудоустройства при этом выполняют обычно посреднические функции между организациями, нуждающимися в кадрах, и гражданами, изъя­вившими желание устроиться на работу по определенной специ­альности, квалификации, должности.
Отношения по профессиональной подготовке и повышению ква­лификации кадров непосредственно на производстве. Возникновение отношений по профессиональной подготовке связано с заключением срочного договора между гражданином и организа­цией, по которому стороны берут на себя взаимные обязательства, связанные с процессом профессионального обучения. По мере успешного окончания обуче­ния граждане сдают квалификационные экзамены, им присваива­ется соответствующая специальность и квалификация, после чего они на основании приказа (распоряжения) работодателя зачисля­ются на самостоятельную работу и становятся полноправными участ­никами трудовых правоотношений.
Отношения по социальному партнерству. Эти отношения в пред­мете трудового права России появились сравнительно недавно. Их суть состоит в том, чтобы наладить и развивать нормальные взаимо­отношения между работниками и работодателями при координи­рующей и направляющей деятельности государства. Нормы трудово­го права призваны обеспечить социальный мир между субъектами трудовых отношений, не допуская проявлений дискриминации, экстремизма, чрезмерной эксплуатации работников и иных крайних мер, ведущих к социальному взрыву.
Отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства. Эти отно­шения находят выражение в наделении работников правом участ­вовать в управлении организациями через общие собрания (кон­ференции) коллектива работников, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом; в праве вносить предложения по улучшению работы организации, а также по во­просам социально-культурного и бытового обслуживания
Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда
Материальная ответственность является одним из видов юри­дической ответственности и связана с невыполнением работодате­лем и работником закрепленной в законодательстве (ст. 232 ТК РФ) обязанности возместить ущерб другой стороне трудового до­говора.
В отличие от гражданско-правовой ответственности матери­альная ответственность возлагается на работников, состоящих в трудовых отношениях с организацией. Причем не только работ­ник несет ответственность перед работодателем, но и работода­тель как сторона трудового правоотношения в соответствии с за­конодательством тоже несет ответственность перед работником (в строго определенных случаях).
Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Указанные отношения складываются в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях. Такими органами в настоящее время выступают органы Федеральной службы труда и занятости.
 В профсоюзах функцию контроля и надзора осуществляют как общие органы (комитеты и советы профсоюзов), так и специализированные (техническая и правовая инспекции труда). Общий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. Среди государственных органов, осуществляющих специализиро­ванный надзор за охраной труда на предприятиях и в учреждениях, следует выделить органы Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, а также органы Государственного надзора за ядерной и радиацион­ной безопасностью.
Отношения по рассмотрению трудовых споров. Они складыва­ются в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установления условий труда работников. Участниками этих отношений выступают спорящие субъекты (работник — работода­тель; трудовой коллектив — работодатель), с одной стороны, и ор­ган по рассмотрению трудового спора — с другой.
Согласно действующему трудово­му законодательству, индивидуальные трудовые споры (работ­ник — работодатель) рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), избираемых трудовыми коллективами организаций, а также в судах. Коллективные трудовые споры (конфликты) раз­решаются примирительными комиссиями, посредниками и трудо­вым арбитражем.
1.2.            Метод трудового права       
Исследуя предмет отрасли права, мы отвечаем на вопрос, какие общественные отношения регулируются данной отраслью. Рассматривая же метод правового регулирования, мы отвечаем на вопрос, как и какими правовыми средствами, осуществляется это регулирование.
Метод правового регулирования — это совокупность приемов и способов воздействия государства на волю субъектов права с целью регулирования их поведения.
Современный метод трудового права России можно охаракте­ризовать следующими основными признаками:

Признаки правового регулирования
Трудовое право
Гражданское право
Предмет правового регулирования
Трудовые и иные тесно связанные с ними отношения
Имущественные (связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому) отношения. Личные неимущественные отношения
Процесс труда – живой труд, возникающий на основании трудового договора.
Результат труда – овеществленный труд (сам процесс труда регулируется лишь в той степени, в какой это сочтут нужным стороны договора)
Метод правового регулирования
Характеризуется равенством работника и работодателя на этапе заключения трудового договора и подчинением работника работодателю (в рамках закона) в период действия трудового договора
Выражается в признании за субъектами юридического равенства и в отсутствии между ними отношений власти и подчинения

Метод трудового права представляет собой комплексный метод правового регулирования, заключающийся в сочетании дозволений, предписаний и запретов в нормативном регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношений.


Государство сегодня не регулирует все нюансы трудовых отношений (как это было еще совсем недавно), оно устанавливает лишь минимальные гарантии в сфере труда, обязательные для всех работодателей без исключения, независимо от их организационно-правовой формы. Государственные органы определяют нормальную и сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного отпуска, минимальный размер оплаты труда, устанавливает общеобязательные правила охраны труда и техники безопасности, определяет порядок рассмотрения трудовых споров и т.п.
Все остальные основные компоненты существования трудовых отношений определяются на уровне конкретной организации (конкретного работодателя) и закрепляются в ее локальных актах. Они могут устанавливаться как непосредственно работодателем, так и путем выработки решений с привлечением представителей работников. В ряде случаев такие акты могут выходить за рамки предприятия и устанавливаться на уровне отрасли или региона, однако в любом случае в них не могут содержаться нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с тем, которое определено в централизованном порядке.
Правовое регулирование трудовых отношений характеризуется договорным способом их установления и изменения (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке).
Трудовое право занимает промежуточное положение в системе публичного и частного права. Следовательно, метод трудового права можно рассматривать как сочетание частноправового и публично-правового регулирования. Публичное право характеризуется преобладанием императивных норм, неравным положением субъектов, самостоятельным применением санкций, в то время как для частного права характерно преобладание диспозитивных норм, равенство субъектов, использование договорных методов правового регулирования.
Метод трудового права рассматривается также как сочетание диспозитивного и императивного регулирования. Императивные нормы уста
навливают для субъектов права запрет (т.е. пассивную юридическую обязанность — не совершать определенных действий) или предписание (т.е. активную юридическую обязанность — совершить определенные действия).
Диспозитивные нормы наделяют субъектов правом самостоятельно регулировать свои взаимоотношения (на их усмотрение или в определенных границах), т.е. устанавливают для субъектов дозволение.
1.3.            Система трудового права  
Система трудового права России — совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (подинституты).
Как и в большинстве отраслей права, в трудовом праве можно выделить Общую и Особенную части, каждая из которых регламентирует определенный круг вопросов.
Общая часть трудового права включает в себя институты, определяющие принципиальные подходы к правовому регулированию трудовых отношений в целом. В нее входят нормы, регулирующие:
·                    основные начала трудового законодательства (предмет отрасли; принципы трудового права; систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; действие трудового права во времени и пространстве);
·                    трудовые отношения (статус субъектов трудовых отношений, основания их возникновения);
·                    социальное партнерство (вопросы представительства сторон трудовых отношений и участия представителей работников в регулировании этих отношений, коллективные договоры и соглашения).
Наиболее характерными структурными подразделениями сис­темы трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, кото­рые различаются между собой по предметному признаку регули­рования, т. е. особенностям отдельных видов общественных отно­шений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо кон­кретного вида общественных отношений.
Особенная часть трудового права включает нормы, регулирующие отдельные аспекты трудовых отношений. В нее входят следующие институты:
·                    трудоустройство;
·                    социального партнерства в сфере труда;
·                    трудовой договор;
·                    рабочее время;
·                    время отдыха;
·                    оплата и нормирование труда;
·                    гарантии и компенсации;
·                    трудовой распорядок, дисциплина труда;
·                    профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве;
·                    охрана труда;
·                    материальная ответственность сторон трудового договора;
·                    особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
·                    защита трудовых прав работников;
·                    надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
·                    трудовые споры.
Система Особенной части трудового права во многом совпадает со структурой действующего ТК.
Наряду с системой трудового права как отрасли правовой системы можно констатировать наличие системы науки трудового права, которую также можно разделить на Общую и Особенную части.
От системы трудового права как отрасли следует отличать сис­тему трудового законодательства. Первая соотносится со второй как содержание и форма. Система трудового законодательства включает правовые нормативные акты, их преамбулы, статьи, за­ключительные положения и т. п. Поэтому логично утверждать, что система трудового права проявляется в трудовом законода­тельстве, а трудовое законодательство выступает источником тру­дового права.
Система трудового законодательства – это совокупность нормативных актов о правовом регулировании труда, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.
Система законодательства включает в себя нормативные правовые акты, их преамбулы, статьи, заключительные положения и т.п.
В настоящее время наиболее полно система трудового права России отражена в ТК РФ. Поэтому изучение системы трудового права связано прежде всего с изучением структуры и содержания этого кодифицированного законодательного акта. Наряду с систе­мой трудового права и системой трудового законодательства су­ществует и система науки трудового права — совокупность теоре­тических взглядов, суждений и выводов, касающихся проблем правового регулирования общественных отношений в сфере при­менения и организации труда.
1.4.            Отграничение трудового права России от смежных отраслей права 
Особенности трудового права, относящиеся к предмету, методу и системе данной отрасли, дают возможность отграничить эту отрасль права от других, смежных отраслей права РФ. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования, в силу чего на практике нередко возникают труд­ности определения отраслевой принадлежности норм права и от­дельных институтов.
Применительно к трудовому праву России смежными отрасля­ми права выступают: конституционное право, гражданское право, админи­стративное право.
Конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права. Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) - являются исходными для трудового права.
Как известно, в предмет гражданского права входят общест­венные отношения, которые близко примыкают к трудовым отно­шениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поруче­ния, литературного заказа и т. п. Указанным отношениям прису­щи общие черты: они связаны с трудом, основаны на договорных началах, носят возмездный характер. Однако между ними имеют­ся и существенные различия, обусловливающие их разную отрас­левую принадлежность.
Во-первых, предметом и основным содержанием трудовых отношений выступает процесс труда, жи­вой труд, в то время как предметом отношений по бытовому под­ряду, поручению, литературному заказу выступает овеществлен­ный труд, продукт труда.
Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по оп­ределенной специальности, квалификации, должности), в то вре­мя как в указанных гражданских отношениях труд связан с вы­полнением индивидуально-конкретного задания.
В-третьих, тру­довые отношения предполагают включение работника в личный состав трудового коллектива организации, где он обязан выпол­нять меру труда, соблюдать режим рабочего времени, подчиняться имеющимся правилам внутреннего трудового распорядка. Выпол­нение трудовых заданий по указанным выше гражданско-право­вым договорам всех этих атрибутов не предусматривает, т. е. граж­данин не включается в состав трудового коллектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, соблюдать режим работы организации, подчиняться установлен­ным в ней правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовое задание он выполняет по своему усмотрению и на свой риск.

Признаки правового регулирования
Трудовое право
Гражданское право
Предмет правового регулирования
Трудовые и иные тесно связанные с ними отношения
Имущественные (связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому) отношения. Личные неимущественные отношения
Процесс труда – живой труд, возникающий на основании трудового договора.
Результат труда – овеществленный труд (сам процесс труда регулируется лишь в той степени, в какой это сочтут нужным стороны договора)
Метод правового регулирования
Характеризуется равенством работника и работодателя на этапе заключения трудового договора и подчинением работника работодателю (в рамках закона) в период действия трудового договора
Выражается в признании за субъектами юридического равенства и в отсутствии между ними отношений власти и подчинения

Государственно-управленческая деятельность РФ, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных от­ношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положе­нии, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. В отличие от них организацион­но-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, на­пример, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организа­ции труда и управлению производством.Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управ­ленческие отношения в сфере труда; в административном пра­ве — отношения в сфере государственного управления) и, во-вто­рых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих от­раслях права способа государственно-властных предписаний).
Наибольшую сложность представляет отграничение трудового и административного права в части регулирования отношений го­сударственной службы. Государственный служащий, как известно, может быть субъектом трудовых и государственно-управленческих отношений. При этом первые касаются его работы в государствен­ном органе, где он служит, а вторые — государственно-управленче­ских функций за пределами коллектива того органа, где он служит.
Так, например, государственные служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения (предприятия) наделены правом давать обязательные указания работнику в про­цессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками — государственными служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутриколлективные и носят характер производственного, а не административного управления. Такой ха­рактер связи предопределил их место в качестве элемента сложных трудовых отношений и принадлежность к предмету трудового пра­ва, а не административного.

Признаки правового регулирования
Трудовое право
Административное право
Предмет правового регулирования
Отношения по организации и управлению трудом (но не выходящие за пределы организации и тесно связанные с процессом совместного труда)
Организационно-управленческая деятельность государственных органов
Метод правового регулирования
Работодатель, работники и их представители строят свои отношения на договорных началах
Соподчиненное, неравное положение субъектов административных отношений



Комментариев нет:

Отправить комментарий