четверг, 7 января 2016 г.

Тема 7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Лекция7

Тема: Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Вопросы:
1. Правовое регулирование трудоустройства
2. Понятие, формы занятости населения, правовой статус безработного
3. Правовое регулирование обеспечения пособием по безработице
Нормативные акты:
         1. Конституция Российской Федерации.
        2. Трудовой Кодекс  Российской Федерации.

1. Правовое регулирование трудоустройства     
                  
Занятость населения, одна из острейших социальных проблем. Идеи о праве на труд появлялись еще в античном мире. С развитием общества права человека в области труда стали закрепляться в нормативных актах. Так в Конституции Франции 1848 года право на труд подлежало государственной охране.
Принцип полной занятости в социалистическом обществе имел в своей основе сочетание права на труд и всеобщей обязанности трудиться. В Конституции СССР закреплялось, что труд есть, не только право, но и почетная обязанность каждого советского гражданина.  
Значительное внимание вопросам занятости населения уделяется в международном праве. Например, принципы трудоустройства изложены в ст. 1 Конвенции Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.):
           1. В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
           2. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:
а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
в) такая работа была как можно продуктивной;
с) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.
3. Эта политика учитывает надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она осуществляется с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
В России в настоящее время действует группа норм, направленных на регулирование трудоустройства и занятости населения.  
В частности, ст. 37 Конституция РФ гарантирует защиту от безработицы. Правовые, организационные, экономические основы определил закон от 19 апреля 1991 года «О занятости населения» с последующими изменениями и дополнениями.
          Важную роль в обеспечении граждан работой имеет Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 224 "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности", в котором, в частности постановлялось: Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Министерству труда Российской Федерации, Федеральной службе занятости России, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию и Министерству образования Российской Федерации в течение 1995-1996 годов осуществить меры по организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Установить, что обучение основам предпринимательской деятельности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных и прошедших профессиональный отбор, осуществляется по направлению органов службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Другие категории населения могут обучаться основам предпринимательства за счет средств предприятий, организаций, учреждений, фондов поддержки предпринимательства, личных средств граждан и других источников.
Одной из форм временной занятости населения являются общественные работы, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Под оплачиваемыми общественными работами (далее именуются - общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующей предварительной профессиональной подготовки работников, имеющей социально полезную направленность и организуемой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
         Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения.
         Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально - культурного назначения, восстановление историко - архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно - коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно - курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно - культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другие доступные виды трудовой деятельности.
           К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников.
          На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается.
В Постановлении Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" предписывается:
Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
считать организацию и развитие общественных работ важнейшим направлением деятельности в сфере поддержания занятости населения;
в целях увеличения объемов и расширения видов общественных работ ежегодно разрабатывать и реализовывать отраслевые и территориальные программы развития общественных работ, в которых предусматривать меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов.
Министерству образования Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по молодежной политике совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) ежегодно разрабатывать планы приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения с учетом прогноза ситуации на рынке труда;
б) разработать в III квартале 1999 г. комплекс мер по содействию в трудоустройстве выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
в) расширить направления профессиональной переподготовки специалистов в целях повышения их профессиональной мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда;
г) проводить профориентационную работу с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
д) ввести с 1999/2000 учебного года в образовательных учреждениях общего и профессионального образования изучение правовых и экономических основ занятости населения и предпринимательства.
Ситуация на рынке наемного труда непрерывно отслеживается и анализируется Правительством РФ. В постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875 "О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда" определены следующие показатели, характеризующие занятость населения:
а) уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения (в процентах);
б) уровень общей безработицы - отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
в) уровень регистрируемой безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения (в процентах);
г) доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах);
д) доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям) в общей численности работающих в этих организациях (в процентах);
е) коэффициент напряженности на рынке труда - отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях.
Субъекты Российской федерации также играют существенную роль в процессе обеспечения занятости населения. Так,  в Воронежской области принят рад нормативных актов, направленных на защиту от безработицы. Примером тому служит закон Воронежской области от 10 ноября 1998 г. N 59-II-ОЗ "О квотировании рабочих мест для особо нуждающихся категорий населения", и другие акты.

2. Понятие, формы занятости населения, правовой статус безработного

         В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости  населения», занятость   -   это   деятельность   граждан,  связанная  с    удовлетворением   личных   и   общественных    потребностей,    не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.     
Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
              Правовой статус безработного определяет совокупность прав и обязанностей в соответствии с законодательством.
          Ст. 3  Закона «О занятости  населения» определяет безработных, как трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве  заработка  не  учитываются    выплаты   выходного  пособия  и  сохраняемого  среднего  заработка    гражданам,  уволенным из организаций (с военной службы) независимо от  их  организационно  -  правовой  формы  и  формы собственности   в   связи   с   ликвидацией,   сокращением    численности или штата.
         Решение о признании гражданина безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости  паспорта,  трудовой  книжки или  документов,  их  заменяющих,  документов,  удостоверяющих его профессиональную квалификацию,  справки  о  среднем  заработке  за последние  три  месяца  по последнему месту работы,  а для впервые ищущих  работу  (ранее  не  работавших),  не   имеющих   профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
        При невозможности  предоставления  органами  службы  занятости подходящей  работы  гражданам  в  течение  10  дней  со   дня   их регистрации   в   целях  поиска  подходящей  работы  эти  граждане признаются  безработными  с  первого  дня  предъявления  указанных документов.
       Безработными не могут быть признаны граждане:
    не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
отнесенные к категории занятых по закону «О занятости».
          В соответствии со статьей  4 Закона, подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

1. Государство гарантирует безработным:
выплату пособия по безработице;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.
2. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации.

3. Правовое регулирование обеспечения пособием по безработице
        Одним из основных прав безработных является право на обеспечение пособием по безработице. Такое пособие выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
        Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
         в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
        в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе.
        Гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда.
         Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
временной нетрудоспособности безработного, а также нетрудоспособности, длящейся свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
           Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.



Комментариев нет:

Отправить комментарий