Тема 4. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1.
Понятие профсоюзов. Законодательство о правах и гарантиях деятельности
профсоюзов
1.
2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
1.
3. Основные права
профсоюзов и их классификация
1.
4. Гарантии прав
профсоюзов и выборных профсоюзных работников
1.1.
Понятие профсоюзов. Законодательство о правах и гарантиях деятельности
профсоюзов
Профессиональные
союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная
организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Основные
задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций —
представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных
с трудом отношений.
Профессиональный
союз (профсоюз) — это добровольное общественное
объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Как
общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе
совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Право
каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов
прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в
акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в
жизни общества.
Деятельность
профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными
общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых
руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера
(хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах
профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. В последнее время по
ряду причин, и прежде всего в связи с реформой гражданского законодательства,
введением регистрации юридических лиц, в профсоюзные уставы включены положения,
регулирующие имущественные отношения между профсоюзами, их объединениями и
членскими организациями. Такие нормы следует признать правовыми, хотя и
принятыми общественными организациями, но на основе и во исполнение закона.
Следовательно, теперь уставы содержат как неправовые (внутрисоюзные) нормы, так
и правовые, частично становясь нормативными актами.
Профсоюзы
независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций),
политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и
неподконтрольны.
· Независимость
профсоюзов — первый из основополагающих принципов положения и деятельности
профсоюзов— обеспечивается также:
· прямым
запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов органов
государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой
ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их
уставной деятельности;
· имущественной
самостоятельностью;
· правом
самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру,
избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
· запретом
контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих
профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй
принцип — самоуправление — предусмотрен Федеральным законом «Об общественных
объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям.
Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно
принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий
принцип — добровольность объединения в профсоюзы — закреплен как
законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Четвертый
принцип, также прямо закрепленный законом,— равноправие профсоюзов, равенство
всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы
одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных
признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм
— наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый
принцип — законность создания и деятельности — вытекает из законодательства о
профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Законодательство
о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и ТК РФ (гла. 58), Федерального
закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и подписанного Президентом
РФ 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР),
указов Президента РФ. В систему законодательства о профсоюзах входит также Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в той части, в которой
профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными
организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией
и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4
Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Федеральный
закон «О профессиональных союзах» установил
правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он
регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного
самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие
профсоюзов: "Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их
деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых
прав и интересов". Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в
своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, работодателей,
их объединений, политических партий и других общественных объединений.
В
отдельных субъектах РФ приняты свои законы о профсоюзах, например в
Республиках Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, в Саратовской области.
Законодательство
о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1)
с работодателями, их объединениями и представителями;
2)
с органами государства, органами местного самоуправления;
3)
с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных,
налоговых).
Следует
иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как
собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и
трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для
защиты прав и интересов работников.
На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и
рекомендации МОТ — Конвенции № 87, 98, 135, 144 и др. Конвенция МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на
организацию" (1948 г.) предусматривает право трудящихся создавать по
своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для
выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.
Участие
профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении
условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране
труда, в разрешении трудовых споров — одна из черт метода трудового права.
1.2.
Защита трудовых прав работников профсоюзами
Профсоюзы представляют и защищают законные интересы
не всех наёмных работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с
трудом отношений профсоюзы представляют и защищают права и интересы только
членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов – права и интересы
работников независимо от членства в профсоюзах при условии наделения их
полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 закона о
профсоюзах).
В тех случаях, когда работодатель нарушает
субъективные трудовые права работников, предусмотренные как законодательством,
так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет
представительство и защиту прав только своих членов.
Право
на осуществление контроля за соблюдением работодателями контроля за соблюдением
работодателями законодательства о труде и иных НПА, содержащих нормы трудового
права, предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно
определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную функцию.
Профсоюзный
контроль могут осуществлять:
1.
профсоюзное органы, действующие в
конкретной организации (работодателя)
2.
профсоюзные представители (доверенные
лица), в том числе руководители профсоюза, объединения профсоюзов, профсоюзной
организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом
3.
профсоюзные уполномоченные по охране
труда, общественные инспекторы профсоюзного выборного органа
4.
профсоюзные инспекции труда (правовые
инспекции труда профоюзов)
5.
профсоюзные инспекции по охране труда
(технические инспекции труда профсоюзов)
Сфера
деятельности профсоюзных инспекторов ограничивается организациями, в которых
работают члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов),
создавшего соответствующую инспекцию труда
Профсоюзные
инспекторы вправе:
·
беспрепятственно посещать любых работодателя
·
проводить в указанных организациях
проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профессиональных
союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК)
1.3. Основные права профсоюзов и их
классификация
Все
права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными
(статутными) являются права профсоюзов:
· на
представительство работников;
· на
участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
· на
защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по
защите права на труд;
· на
содействие занятости;
· на
ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров
и контроль за их выполнением;
· на
коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании;
· контроля
за соблюдением трудового законодательства, охраны труда;
· в
области охраны труда и окружающей природной среды;
· на
социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным
страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Во
всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию.
Профсоюзы
участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах
этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике
трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением
трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных
индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых
споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом
регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в
нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением
трудового законодательства и охраны труда.
Так,
проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права
работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с
учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти,
органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза.
Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права
работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые
могут сделать по ним замечания, предложения.
Право
профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности
помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие
профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций
участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с
законодательством социальные гарантии для работников данного производства.
При
этом права профкома классифицируются по объему прав в правоприменении на четыре
вида.
1.
Права исключительной компетенции профкома: он их не делит с администрацией.
2.
Права совместные с администрацией права профкома.
3.
Права профкома согласительного характера, когда норма права применяется нолей
администрации, но согласованной с профкомом. Согласительною характера прав у
профкома много: согласие профкома надо получить работодателю на перевод членов
профкома на другую работу, на увольнение по инициативе администрации члена
соответствующего профсоюза без вины работника и др.).
4.
Права профкома совещательного характера, когда администрация осуществляет
правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюза за
определенный срок.
Все
нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров
принимаются с участием профсоюзов. Первичный профсоюзный орган на производстве
- профком в соответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении.
Профсоюзы
не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые
права. Они:
· принимают
участие в разработке государственной политики занятости;
· защищают
права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют
восстановлению на работе незаконно уволенных;
· предлагают
меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в
коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе
законодательства;
· осуществляют
контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области
занятости;
· имеют
преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и
администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют
их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд
для работников или их отдельных групп;
· мероприятия
по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная
приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или
ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при
предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за
три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов
трудящихся.
Права
профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о
профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В этой области профсоюзы имеют
следующие права:
· принимают
участие в разработке государственных программ занятости, предлагают меры по
социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации
или ликвидации организации;
· вносят
в правительство республик в составе РФ, местные органы власти предложения о
перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с
высвобождением работников;
· защищают
социальные гарантии трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на
работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии
с законодательством;
· предварительно
(не менее чем за три месяца) уведомляются работодателем о предстоящем массовом
высвобождении работников в связи с рационализацией производства,
совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием
производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе
органов управления, работодателя.
· по
их предложению органы управления, работодатели проводят взаимные консультации
по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по
содействию занятости;
· вправе
требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по
обеспечению занятости.
1.4. Гарантии прав профсоюзов и выборных
профсоюзных работников
Особенности
профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими
перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав
и выполнения обязанностей.
Профсоюзы
вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями
(администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных
органов, органов местного самоуправления.
К
таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения
трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников
организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т. е. применения к ним
определенных мер юридического воздействия.
Юридические
гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов
обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они
призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных
обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании
общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и
государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных
отношений с целью соблюдения ими правовых норм.
Юридические
гарантии — это такие государственно-правовые средства, которые
охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их
объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.
Юридические
гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов.
Среди них есть гарантии: общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех
профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;
направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их
охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей, органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, других органов, организаций и лиц.
Охрана
прав профсоюзов — это предупреждение их нарушения путем
устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер,
побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение
препятствий на пути реализации прав.
Защита
состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного
права, наказании правонарушителей.
Законодательством
предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование,
охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.
В
систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:
а)
имущественные;
б)
личные;
в)
обязанность государственных органов, работодателей содействовать деятельности
профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это
предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;
г)
надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
д)
юридическая ответственность.
Имущественные
гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном
как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые
для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом,
переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического
лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.
Личные
гарантии — это дополнительные трудовые гарантии лицам,
избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно
сталкивается с работодателями, их объединениями, органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления.
Дополнительные
гарантии им предоставляются:
а)
при увольнении по инициативе работодателя;
б)
при предоставлении работы после окончания выборных полномочий.
По
кругу лиц дополнительные трудовые гарантии профсоюзным работникам
подразделяются на гарантии:
1)
работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов в организации и не
освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ);
2)
гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы в
организации (ст. 375 ТК РФ);
3)
гарантии работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа
организации (ст. 376 ТК РФ).
1.
Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и
п. 5 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных
коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже
цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается
помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия
соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
2.
Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на
выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания
срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее
отсутствии (с согласия работника) — другая равноценная работа (должность) в той
же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности)
трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.
3.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» п.
3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с руководителем выборного профсоюзного органа данной
организации и его заместителями в течение 2 лет после окончания срока их
полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК
РФ, т. е., как правило, с предварительного согласия соответствующего
вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Обязанность
государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всемерно содействовать
профсоюзам в их деятельности прямо предусмотрена законом.
Содействие
профсоюзам выражается путем:
а)
отчисления организациями профсоюзу средств на проведение социально-культурной и
иной работы в организации (размеры отчислений определяются в порядке и на
условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов
РФ, коллективным договором, соглашением);
б)
предоставления соответствующему профсоюзному органу, организации бесплатно
необходимых помещений, транспортных средств и средств связи в соответствии с ТК
РФ и коллективным договором;
в)
передачи в бесплатное пользование профсоюзам находящихся на балансе организации
либо арендуемых ею зданий, сооружений, помещений и других объектов, а также баз
отдыха, спортивных и оздоровительных центров, необходимых для организации
отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с
работниками и членами их семей;
г)
перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в
соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих
письменных заявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление
указанных средств.
Кроме
того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзами заключены
коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие
отраслевых соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся
членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства
из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных
коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Приведенные
формы и способы содействия государственных органов, работодателей предусмотрены
в ст. 377 ТК РФ.
Государственный
надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура,
поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.
Общественный
контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы)
и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.
Юридическая
ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение
предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав прямо установлена
Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» (ст. 30) и ТК РФ (ст. 378).
За
такие правонарушения виновные должностные лица государственных органов, органов
местного самоуправления, работодатели, их представители, должностные лица их
объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:
а)
дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о
профсоюзах, входит в их должностные обязанности);
б)
административную (поскольку законодательство о профсоюзах является частью
трудового законодательства и его нарушение может являться административным
правонарушением);
в)
материальную (если нарушение прав профсоюзов привело к материальному ущербу —
по нормам гражданского законодательства).
Комментариев нет:
Отправить комментарий