Лекция 18
Тема: Надзор и контроль за
соблюдением законодательства
о труде
Вопросы:
1. Понятие надзора и контроля,
основные задачи.
2. Ответственность за нарушение
законодательства о труде.
Нормативные акты
1.
Конституция РФ. Издания последних лет.
2.
Трудовой кодекс РФ. М., Глава 57 статьи 353-369
1. Понятие надзора и контроля,
основные задачи.
Надзор
и контроль это – деятельность
компетентных органов, направленная на защиту трудовых прав работников.
Основные
задачи надзора и контроля сводятся к следующему:
-
предупреждение,
профилактика нарушений законодательства о труде
-
выявление
нарушений
-
устранение
нарушений
-
наказание
лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства.
Различают
следующие формы надзора:
-
предварительный
-
текущий
-
последующий
Надзор
и контроль можно дифференцировать на виды в зависимости от органов, его
проводящих на:
-
государственный (муниципальный)
-
судебный
- прокурорский
- общественный
Другая классификация связана со сферой
осуществления контроля:
-
в области установления условий труда
-в области правовой охраны уже
установленных условий труда
В соответствии со ст. 353 ТК РФ
государственный надзор и контроль за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации
осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор
за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на
некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда
осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Внутриведомственный
государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в
подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и
единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с
федеральным законом.
В соответствии с Положением о федеральной инспекции труда
утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78,
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных
органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, на территории Российской Федерации.
Основными задачами органов
федеральной инспекции труда являются:
- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая
право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее
эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти
фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не
подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов
Государственные инспекции
труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие
основные функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей
территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве,
анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких
случаев;
3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации
дела об административных правонарушениях;
4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы
местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по
соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде
и охране труда;
7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения
граждан о нарушениях их трудовых прав;
8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
Департамент государственного надзора и
контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства
труда и социального развития Российской Федерации выполняет также следующие
функции:
1) руководит работой и
осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;
2) обеспечивает
организационное и методическое руководство деятельностью государственных
инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;
3) осуществляет контроль за
соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
4) анализирует состояние и
причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и
подготавливает предложения по их профилактике;
5) готовит и публикует
ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.
9. Государственные
инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое
время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях
проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
2) осуществлять в
установленном порядке проверки и расследование причин нарушений
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
3) запрашивать и
безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций,
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей
(их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для
осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям
(их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о
восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в
этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в
установленном порядке от должности;
5) привлекать к
административной ответственности в установленном законодательством Российской
Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда;
6) по результатам проверок
передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации
о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к
уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
7) расследовать в установленном
порядке несчастные случаи на производстве;
8) выдавать разрешения на
строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных
объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от
проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать
заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых
производственных объектов;
9) требовать в установленном
порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок
нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации
труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или
безопасности работников;
10) запрещать производство и
использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не
имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным
нормативным требованиям по охране труда;
11) изымать для анализа
образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии
уведомления об этом работодателя (его представителя);
12) приостанавливать работу
отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений
требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до
устранения этих нарушений;
13) отстранять от работы
лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знаний требований охраны труда.
Главный государственный инспектор труда
Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда имеют также
право:
1) приостанавливать
деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране
труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих
нарушений;
2) направлять в суды при
наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о
ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных
подразделений.
Должностные лица, осуществляющие надзор и
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда:
при осуществлении своих полномочий
независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными
законами и Конституцией Российской Федерации;
несут в соответствии с законодательством
Российской Федерации ответственность за противоправные действия или
бездействие.
Решения должностных лиц могут быть
обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном
порядке.
Государственные инспекторы труда имеют
удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием
фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
Государственный надзор за соблюдением правил по
безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых
объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и
промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением
норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической,
нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и
нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и
партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных
установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей
воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и
использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Государственный надзор за
проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и
теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим
вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил
осуществляется специальным органом, ведающим вопросами
санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Государственный надзор за
соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется
специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной
безопасностью в Российской Федерации.
3.Ответственность за нарушение законодательства о труде.
Каждое виновное нарушение трудовых прав
и обязанностей работников должно послужить основанием для наступления
юридической ответственности.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ эта
ответственность может быть дисциплинарной,
гражданско-правовой, административной и уголовной. В частности, статьей 195 ТК
РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность руководителя организации, его
заместителей за нарушение законодательства о труде.
Административная
ответственность наступает за нарушение законодательства о труде в соответствии
с нормами Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Так, в соответствии
со ст. 5.27 нарушение законодательства о
труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее
подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное
правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
По ст. 5.28 уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного
договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в
переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора,
соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров,
а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора,
соглашения в определенные сторонами сроки -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати
минимальных размеров оплаты труда.
Непредоставление
информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления
контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Непредоставление
работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,
информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления
контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, - влечет наложение
административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров
оплаты труда.(ст. 5.29 КоАП)
Необоснованный отказ от
заключения коллективного договора, соглашения. Необоснованный отказ
работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного
договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от
тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП).
Административная ответственность
также наступает за: нарушение или невыполнение обязательств по коллективному
договору, соглашению, уклонение от получения требований работников и от участия
в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, увольнение работников в
связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Уголовная
ответственность наступает в связи с возникновением обстоятельств,
предусмотренных нормами Уголовного кодекса за: нарушение правил охраны труда, необоснованный
отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или
женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, невыплату заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, нарушение правил безопасности при
ведении горных, строительных или иных работ, нарушение правил учета, хранения,
перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и
пиротехнических изделий, нарушение правил пожарной безопасности, если указанные
действия повлекли тяжкие последствия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий